Главной святыней Кременского монастыря является икона Августовской Божией Матери, написанная в 1915 г. по просьбе жен казаков. Под иконой написано: Сия  икона сооружена иждивением казачек хутора Клетско-Почтовского о здравии воинов (ниже указаны имена 50-ти воинов) 1915 года 12-го ноября.

Наверное, надо начать с того, что все иконы, на которых изображены казаки, хранятся в г. Новочеркасске, Ростовской области, столице Донского казачества. Только эта икона по особому разрешению хранится в стенах старейшего Кременско-Вознесенского монастыря нашей области, который в этом году будет отмечать свое трехсотлетие. Сегодня этот монастырь выглядит как бутон цветка, лепестки которого только-только пробиваются, и серебристые купола уже выглянули из долгих десятилетий безбожия. Может быть, потому эта икона Божьим промыслом и находится здесь, чтобы повернуть ход событий от разрухи к процветанию, как когда-то Богородица спасла наших воинов, и, казалось бы, поражение русской армии обернулось победой.  

История этой иконы не уходит корнями в глубину веков, а начинается в прошлом веке. Событие, послужившее созданию иконы, произошло с 12 по 14 сентября (здесь и далее приводятся даты по старому стилю) во время Первой мировой войны 1914 года близ небольшого городка Августов  Сувалской губернии России.

В августе 1914 года после ожесточенных боев на Северо-Западном фронте наши войска были отброшены с территории Пруссии. Как писал впоследствии генерал Ю.Н. Данилов, «…были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив вместе с тем тяжелый моральный урон». Была практически уничтожена 2-я армия генерала Самсонова, отступала 1-я армия генерала Ренненкомпфа. В конце августа – начале сентября наши войска продолжают с боями отступать.

12 сентября прусские войска начали наступление. Отступая, отряд казаков попал в окружение. На ночь они разбили бивуак в лесу. Вот как об этом событии в статье «Чудо» рассказывает газета «Биржевые ведомости» от 25 сентября 1914 года: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовом. Приводим из него выдержку буквально: “… После нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой она указывала на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в крест и исчезло…”»  

Наутро отряд пошел в указанном Богородицей направлении и без потерь вышел из окружения. Надо отметить, что через день после этого события, 14 сентября, наши войска форсировали Неман и перешли в контрнаступление. Отступление пруссаков перешло в паническое бегство, и 20 сентября битва под Августово закончилось полной нашей победой.

В Русском государственном историческом архиве есть Дело Святейшего Правительствующего Синода «О расследовании чудесного события явления Божьей Матери русским войскам под гор. Августовом». Оно было начато практически сразу после публикации статьи 30 сентября 1914 года и закончилось в ноябре 1916 года. Почему с таким трудом восстанавливались события, которые, казалось бы, произошли совсем недавно? Дело в том, что у Германии была прекрасная разветвленная агентурная сеть. Скорее всего, именно этим фактором объясняются наши поражения в начале этой военной кампании. И 7 сентября 1914 года по 1-ой армии был издан приказ, запрещающий всякое отправление корреспонденции и писем из действующей армии. История об этом событии и попала в прессу, наверное, благодаря тому, что фамилии офицеров были заменены на инициалы, а конкретные подразделения и место военных действий не названы. В то же время, как необходимо было нашим воинам знать, что Пресвятая Богородица с ними, как всегда она была с нашими воинами в тяжелые времена и по их молитвам всегда приходила на помощь. Надо также отметить, что публикация письма в прессе датируется 25 сентября в день преподобного Сергия Радонежского. Незадолго до этого события, а именно 21 сентября, после победы наших войск под Августовом, Государь Император посетил походную церковь в Ставке наших войск и приложился к иконе-складню «Явление Богоматери преподобному Сергию».

Событие явления Пресвятой Богородицы и контрнаступление наших войск в сознании людей стали прочно связаны  между собой.

Женами казаков, участников тех событий, была заказана эта икона. В нижней части ее есть надпись: «Сия икона сооружении иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии и спасении воинов Василия, Семиона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла 1915 года 12 ноября». К великому сожалению, сохранились только имена без фамилий. Теперь, после стольких лет воинствующего атеизма в нашей стране, вряд ли будут установлены свидетели этого события. С уверенностью можно сказать только одно: казачкам стало известно, что их мужья были свидетелями этого чуда.

В последующие 15 лет эта икона хранилась в хуторской церкви-храме святителя Николая. По воспоминаниям старожилов, это был деревянный храм, но стены его были богато убраны иконами. Августовская икона Пресвятой Богородицы находилась с левой стороны от Царских Врат. Историей иконы занимались многие исследователи, которые работали с архивными документами и искали свидетелей тех времен. Благодаря им, сохранились воспоминания жительницы этого хутора Марии Бочаровой, 1920 года рождения, вспоминавшей: «После закрытия храма его год или больше не разоряли. По всему хутору говорили, что когда храм закрыли, то люди слышали, как плакала женщина в закрытой церкви. Советские работники, когда такое происходило, отпирали замок. Полезут в церковь с фонариками, посмотрят, выйдут и замкнут. А голос плачущий оттуда слышится. Моя мама говорила, что это Божья Матерь плачет о том, что церковь закрыли. Церковь разобрали по бревнышку. Я училась в школе рядом с ней, и сама видела, как иконы и большие церковные книги с позолоченными переплетами выносили, грузили на арбы и возили к сельсовету. Там их складывали в кладовую рядом с радиостанцией. Большинство икон погибло, но икону «Пресвятая Богородица Августовская» кто-то сберег. Говорили, что благочестивые люди сохранили чтимый казаками образ в Казиновке».

Сегодня икона находится в возрождаемом Кременско-Вознесенском монастыре. Сам монастырь официально был утвержден в 1711 году для утверждения Православия на южных рубежах России. Уже через сто лет здесь находился храм, различные вспомогательные строения, две мельницы, восемнадцать деревянных келий. Из скотины было стадо коров в  сто голов, сотня лошадей и двести овец. Братии в монастыре было около двадцати человек. В монастыре также проживали, найдя себе приют, больные и израненные казаки.

В 1859 году, по указу императора Александра II, монастырю были переданы значительные земли, зарыбленные озера и прилегающий лес. Также Донское Войско ежегодно выдавало монастырю субсидию на содержание в размере 2 220 рублей. В том же году, по просьбе настоятеля монастыря и братии, Кременская станица передала в собственность монастырю часовню, построенную на могиле семи убиенных братьев.

С середины XIX-го века при архимандрите Гаврииле было развернуто большое строительство: построен Вознесенский собор, была воздвигнута монастырская каменная ограждающая стена с башнями, построены игуменский и архиерейские дома, двухэтажный братский корпус,  перестроена трапезная.

Потом грянула революция 1917-го года… Хотя вокруг пылал огонь гражданской войны, монастырь каким то чудом продолжал жить вплоть до 1928 года. Потом братия была изгнана, а в монастыре была организована колония для беспризорных. После Великой Отечественной войны здесь находилась больница для психически больных, а потом костнотуберкулезный санаторий.

Сегодня  монастырь переживает свое третье рождение (второе состоялось после его закрытия в 1798 году). С недавнего времени настоятелем монастыря вновь стал игумен Руфин (Иванов).

Создать бесплатный сайт с uCoz